<
Пальчиковые
игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи
ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием
«пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления,
внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную
выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь
делается более выразительной.
Очень
важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все
подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание
малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша
являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим.
Насколько
ребёнку понравится игра зависит во многом от исполнения взрослого. Для самых
маленьких важно спокойно-ласковое настроение и осторожное, бережное
прикосновение. Для детей трех-пяти лет имеет большое значение выразительная
мимика и речь взрослого. Конечно, для выразительного исполнения взрослому
следует выучить стихи наизусть.
Движения
правой и левой рук контролируются разными полушариями мозга. Когда ребёнок
начнёт легко выполнять нужные движения одной рукой, необходимо учить его выполнять те же движения другой рукой, а
затем сразу двумя руками.
Этапы разучивания игр:
1. Взрослый сначала показывает игру
малышу сам.
2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка.
3. Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно,
взрослый проговаривает текст.
4. Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью
взрослого, который произносит текст.
5. Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и
помогает.
Рекомендации:
• Не проводите игру холодными руками. Руки можно согреть в тёплой воде или
растерев ладони.
• Если в новой игре имеются не знакомые малышам персонажи или понятия, сначала
расскажите о них, используя картинки или игрушки.
• Если сюжет игры позволяет, можно «бегать» пальчиками по руке или спине
ребёнка, щекотать, гладить и др.
• Используйте максимально выразительную мимику.
• Делайте в подходящих местах паузы, говорите то тише, то громче, определите,
где можно говорить очень медленно, повторяйте, где возможно, движения без
текста.
• Выбрав две-три игры, постепенно заменяйте их новыми.
• Проводите занятия весело, «не замечайте», если ребенок на первых порах делает
что-то неправильно, поощряйте успехи.
Пальчиковые
игры, разработанные на фольклорном материале, максимально полезны для развития
ребёнка-дошкольника. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему
дидактическому наполнению. К тому же пальчиковые игры можно использовать при автоматизации
звуков, используя игры определенной звуконаполняемости.
br>