Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации. С течением времени уровень развития сложно координированных движе-ний руки у детей, имеющих речевые нарушения, оказывается недостаточным для освоения письма, формирует школьные трудности. И обычными стали ситуации, когда ребенок уже учится в 1 классе, а рука его не подготовлена или недостаточно подготовлена к тому, чтобы в течение учебного дня успешно справляться с объемом письменных заданий учителя. Чтобы выдержать общий темп, заданный педагогом классу при письме, моторно-неловкие дети напряженно, порою из последних сил, удерживают ручку, стремясь увеличить скорость письма. Возникает противоречие между необходимостью выдерживать заданный учителем темп и недостаточными возможностями, потому что мышцы, участ-вующие в процессе письма не натренированы, сила их быстро истощается от перегрузки. Поскольку трудности обучения письму могут быть вызваны разными причинами: недостаточной готовностью к школе, дефицитом или задержкой в развитии различных функций (зрения, моторики, слуха), задержкой речевого развития, отклонениями в состоянии здоровья и др. – то и дети с трудностями обучения письму представляют собой достаточно разнородную группу. И хотя происхождение трудностей, их причины, а также проявление и характер различны, несомненно, одно: чтобы подготовить руку к процессу письма, необходимы упражнения, с помощью которых создается функциональная база для работы, соответствующих анализаторов. В комплексе мер по развитию и совершенствованию «тонких» движений пальцев рук педагогам и родителям можно предложить проводить пальчиковые игры, гимнастики, массаж ладоней, пальцев рук, пальчиковую гимнастику с ученической ручкой, карандашом и т.д. Для занятий по формированию сложно координированных движений руки можно дать следующие рекомендации. • Поскольку развитие ручной умелости предполагает определенную степень зрелости мозговых структур, заставлять ребёнка заниматься «через силу» неэффективно. Нужно начать с того уровня упражнений, который будет получаться, и доставлять удовольствие. • Выполнение упражнений должно быть регулярным. • Занятия должны быть совместными. Это определяется необходимостью точного выполнения движений, в противном случае результат не будет достигнут. • Время выполнения упражнений не может быть долгим, так как внимание и интерес ребенка иссякает.. • Нужно соблюдать комфортный для ребёнка темп выполнения. • Очень важны участие и ободряющее поведение взрослого.