Суббота, 27.Апреля.2024, 20.05.01
Вы вошли как Незнакомец | Группа "Гости"Приветствую Вас Незнакомец | RSS

Сайт методического объединения логопедов и дефектологов

Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 21
Статистика
Яндекс.Метрика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Если ваш ребенок будущий первоклассник. » Советы логопеда

Речевая готовность к школе.
Сейчас мы рассмотрим каждый компонент и разберем, к каким ошибкам письма и чтения может, привести нарушение или не сформированность того или иного компонента речи. Первый компонент, это воспитание звуковой культуры речи – развитие речевого слуха, четкой дикции, правильного звукопроизношения, освоение средств звуковой выразительности речи (тона, тембра, ударения, силы голоса, интонации и др.). Выраженные нарушения в этой сфере приводят к отражению неправильного произношения на письме из-за опоры на неправильное проговаривание. Письмо является отражением устной речи. Ребенок пишет так, как проговаривает. На письме могут появиться замены и пропуски букв, соответствующие заменам и пропускам звуков в устной речи (шуба – «суба», жук – «зук», звезда – «зведа», рыба – «лыба»). Не усвоение данных навыков может привести к появлению интонационных ошибок при чтении. Второй компонент, развитие словаря . Дети должны уметь: - точно подбирать слова; - ясно выражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое; - дифференцировать обозначения предметов (например: «автомобиль легковой и грузовой, а не просто автомобиль», «обувь зимняя и летняя»); - употреблять сложные слова (например: длинноногий); - пользоваться эпитетами (например: чистое поле); - подбирать метафоры (например: туча комаров); - использовать слова и фразы с переносным значением (например: сломя голову); - подбирать синонимы (например: храбрый – смелый – отважный). Недоразвитие лексической стороны речи влияет на понимание прочитанного, даже при технически правильном чтении. Такие дети с трудом осознают значение прочитанных слов, предложений, текста. Особенные трудности вызывают метафоры и сравнения. В старших классах возникают ошибки в подборе проверочных слов на письме. Третий компонет, формирование грамматического строя речи – практическое освоение и использование в собственной речи разных типов словосочетаний и предложений, способов образования новых слов, формирование морфологической стороны речи. То есть у детей должны быть сформированы навыки словоизменения и словообразования: Они должны уметь: - изменять существительные по падежам и числам (например: санки, на санках); -употреблять различные предлоги; - согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже (например: голубое полотенце); - согласовывать существительные с числительными (например: одна ручка, две ручки, пять ручек); - правильно употреблять глаголы (например: бегу, бежишь, бежит, бежим, бегите, бежал, побежит и т.п.). - образовывать глаголы с помощью приставок (например: шел – вышел – перешел – обошел); - употреблять прилагательные в разных степенях сравнения – добр – добрее, тихий – тише и др -- образовывать относительные и притяжательные прилагательные от существительных (например: малина – малиновое, лиса – лисья). - образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов (например: глаза – глазки – глазищи). В связи с недоразвитием грамматического строя речи можно наблюдать аграмматизмы на письме и при чтении, проявляющиеся в искажении морфологической структуры слова: - ошибки в падежных окончаниях и при изменении числа существительных (у Бори – «уБоре», много деревьев – «много деревов», на санках – «на санков»); - пропуски, замены предлогов (над столом – «настолом», пошли в лес – «пошли лес»); - ошибки согласования (белый дом – «бела дом», «пять вишен – «пять вишнев», голубое полотенце – «голубая полотенце»). Если у первоклассника не сформированы навыки словообразования, то при письме могут наблюдаться: - замены суффиксов (козлята – «козленки»); - замены приставок (захлестнула – «нахлестнула»). Могут наблюдаться трудности конструирования сложных предложений, пропуски членов предложений, нарушения последовательности слов в предложении. Может нарушаться самостоятельная письменная речь. Четвертый компонент, развитие связной речи (диалогической и монологической) – развитие умения строить самостоятельные высказывания разных типов – описание, повествование, рассуждение; вести диалог; точно формулировать вопросы и отвечать на них; слушать и понимать речь собеседников; вести себя с учетом ситуации речевого общения. Дети должны уметь: - пересказывать содержание сказки, рассказа; - описывать окружающие предметы; - раскрывать содержание картины, некоторых явлениях окружающей действительности. Нарушение самостоятельной связной речи может выражаться в трудностях пересказа, в составлении рассказа, в написании сочинений и изложений. Пятый компонент, формирование элементарного осознания явлений языка и речи. Дети должны: - знать, что такое «звук», «слово», «слог», «предложение», «гласный/согласный звук», «ударение», «твердый/мягкий согласный звук», «ударный/безударный гласный звук». - делить предложения на слова; - делить слова на слоги; - уметь выделять все звуки в словах; - устанавливать последовательность звуков в слове. Недоразвитие функций языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажении структуры слова и предложения. Наиболее характерны следующие ошибки: - слитное написание слов, особенно предлогов с другими словами; раздельное написание слов, особенно приставок и корней (в доме – «вдоме», наступила – «на ступила»); - пропуски, перестановки, добавления слогов (комната – «кота», печенье – «чепенье», паровоз – «павороз», бабушка – «бабабушка»); - пропуски согласных при их стечении; пропуски гласных, добавления букв (поросенок – «просенок», трава – «тарава»); - перестановки букв (комната – «конмата»). Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в речевом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы. Фонематические и лексико-грамматические нарушения речи не всегда сопровождаются нарушением звукопроизношения и поэтому родители их не замечают. Однако эти нарушения самым серьёзным образом влияют на усвоение ребёнком школьной программы. И так, хорошо развитая речь первоклассника служит средством успешного обучения не только по письму и чтению, но и по другим предметам в школе. Уважаемые слушатели, учителя-логопеды г. Вятские Поляны подготовили для вас ряд выступлений по каждому из рассмотренных речевых компонентов, и вы узнаете какие упражнения, и какие игры вы можете использовать для речевого развития своего ребенка. Учитель-логопед д.с №5 "Чебурашка" Соловьева Н.С Учитель-логопед гимназии г.Вятские Поляны Савельева И.Ф.
Категория: Советы логопеда | Добавил: Natali (10.Января.2017)
Просмотров: 312 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Кабинет



Читать ЛС ()


Гость, мы рады вас видеть. Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!



Правила сайта
Поиск
Погода

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz