Программа занятий по развитию речи в «Школе развития для будущих первоклассников Климкина И.Г.
рассказыванию.
Принцип построения Программы: Занятия по развитию речи проводятся фронтально, по плану «Школы развития», всего – 16 часов. Пробелы в области словообразования и недостаточного овладения предложно-падежным управлением ликвидируются в процессе работы над словарем. Работа над словарем носит выборочный характер: сюда входит накопление и уточнение слов, имеющих уменьшительно-ласкательное значение; понимание и правильное употребление в речи приставочных глаголов; практическое накопление родственных слов; знакомство с наиболее распространенными случаями многозначности слов; практическое ознакомление со словами-антонимами, синонимами. При формировании непосредственно связной речи усилия логопеда направлены на обучение рассказыванию: дифференцируем понятия «слово-предложение», «предложение и рассказ»; учимся давать названия готовым рассказам; составляем рассказы-описания, рассказы цепной организации (по серии сюжетных картин). Основная роль лексико-грамматических упражнений – научить детей правильно и осмысленно строить свою спонтанную речь. Занятия проводятся с использованием игровых ситуаций, занимательного речевого материала, красочной наглядности.
Тематическое планирование занятий
№ п/п Тема Кол-во часов 1. Что такое речь? Артикуляционный аппарат речи. 1 час 2. Гласные и согласные звуки. 1 час 3. Предложение. Дифференциация понятий «слово-предложение». 2 часа 4. Грамматическое оформление предложения, его распространение. 2 часа 5. Предлоги. Роль предлогов в речи. 2 часа 6. Слова-синонимы. 1 час 7. Слова-антонимы. 1 час 8. Обучение навыкам словообразования с помощью приставок и суффиксов. 2 часа 9. Рассказы-описания. 1 час 10. Составление рассказов по серии сюжетных картин. 2 часа 11. «Праздник правильной речи» - (обобщающее занятие). 1 час
Литература
1. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М., Просвещение, 1995г. 2. Лопухина И. Логопедия (550 занимательных упражнений). М., «Аквариум», 1995 3. Игры в логопедической работе с детьми. Под ред. В.И. Селиверстова. М., «Просвещение», 1979 4. А.И. Максаков, Г.А. Тумакова «Учите, играя». М., «Просвещение», 1987 5. Подготовка детей к школе. Сборник развивающих упражнений. С.Петербург, изд. «Дельта», 1999г.