Фестиваль "Педагогический опыт - фейерверк педагогических идей"
12.Декабря.2011, 22.14.23
Игровые пособия направлены на
развитие сенсомоторной координации .
сенсомоторная координация –
согласованность действий и взаимодействия
органов чувств и движений.
это согласованные действия
рук и глаз. С помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность,
контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и
точными. Глаз как бы «обучает» руку, а с помощью ручных движений в предметах,
которыми манипулирует ребенок, открывается больше новой информации.
Иначе говоря, при сенсомоторной координации непрерывно как восприятие, так и движение,
причем движение регулируется восприятием его результатов, результат движения
непрерывно сверяется с заданием.
Последите
за собой, когда будете вдевать нитку в иголку. Сначала вы принимаете
подготовительную позу, затем концентрируете взгляд на ушке иглы и только потом
начинаете подводить конец нити к его отверстию. Если рука чуть уходит вправо,
головной мозг, приняв сигнал органа зрения, тут же корректирует движение руки:
левее, левее, чуть выше... И так до тех пор, пока нитка не будет вдета.
Одни люди справляются с этим за считанные секунды.
Другие значительно медленнее. От третьих такое действие требует длительных и
немалых усилий. Все зависит от того, насколько развита сенсомоторная координация—способность
к мелким, согласованным движениям.
Сенсомоторная координация играет очень важную роль в
нашей жизни. Благодаря ей человек может сплести тончайшее кружево, преобразить
грубый металл в легкую вязь ювелирного узора. От того как развита зрительно-моторная
координация зависит и успех в овладении процессом чтения и письма.
Связи между зрительным анализом и
движениями руки не существуют с рождения, они формируются и отлаживаются
постепенно в соответствующих видах деятельности. Поэтому важно начинать
развивать сенсомоторную координацию у детей в дошкольном возрасте.
Итак 1 Игровое пособие «Дорожки»
Цель: развитие мелкой моторики,
слухо-зрительно-моторной координации.
Оборудование:
·
Игровая панель
Пособие изготовлено из дверцы детского шкафа, поверхность которой покрашена
эмалью.
·
Две спиральки,
изготовленные из сантехнической трубы.
·
Шарики
металлические, деревянные, пластмассовые, звучащие шарики разного цвета
1. Ребенок опускает в верхнее отверстие шарик и наблюдает
за его спуском.
2. Ребенок по указанию взрослого, становится слева
(справа, за, с боку) по отношению к спиральке, опускает шарик в отверстие и
ловит его на выходе
3. Варианты:
1.Детям предлагается прослушать звучание красного и
желтого шарика. Затем один ребенок отворачивается, второй опускает шарик в
отверстие. Первый должен по звуку определить, какого цвета шарик катится по
спиральке.
2.Один ребенок опускает шарики поочередно в правое и
левое отверстие, второй – слушает, в какой из спиралек катится шарик, и ловит
его на выходе.
2. Игровое
пособие « Веселый Колобок».
Цель: развитие зрительно-моторной координации, речи,
визуального и тактильного восприятия, ориентировки в пространстве, ,
активизация внимания.
Оборудование:
·
Игровая панель:
высота – 85 см,
ширина – 45 см.
Основание: 40 x 40 см.
Трубка длина 150см., диаметр 4 см.
·
Мяч диаметром 2 –
2,5 см.
·
Набор съемных
картинок персонажей сказки.
Ход:
Детям предлагается рассказать сказку, используя данное
пособие. Ребенок последовательно,
начиная с верхнего отверстия, опускает мячик и наблюдает за его спуском, рассказывая текст сказки
«Колобок».
Варианты:
1. Рассказывание традиционной сказки «Колобок»;
2. Рассказывание сказки на «новый лад» (незначительные
изменения сюжета сказки)
3. Придумывание новой сказки про Колобока
3.Игровое пособие
Куб «Лабиринт».
Цель: Развивитие
мышления, концентрации внимания, координации «глаз – рука». Сенсомоторноей
координации. Формирование навыков самоконтроля и саморегуляции.
Игры «Пройди по лабиринту»,
«Кто быстрее».
Пособие может быть 3-х
размеров – большое, среднее и маленькое.
4.Развивающая
игра «Кубик - Рубик.».
Цель: развитие внимания, мышления, воображения, цветового
восприятия.
Оборудование:
·
Мягкий кубик,
сшитый из цветного дерматина , 4 грани
кубика – квадраты основных
цветов(красный, жёлтый, синий, зеленый) ,а
2 грани – это квадраты, составленные из
2 треугольников разных цветов, сшитых вместе (желтый - красный, синий
-зеленый)
·
Набор картонных
цветных квадратов и треугольников основных цветов.
(в соответствии с гранями кубика)
Игровое задание:
Дети должны собрать из треугольников ( или квадратов)
выпавшую грань кубика.
Варианты:
1. Педагог кидает кубик.
2. Дети сидят в
кругу. Кубик передают по цепочке, произнося любую знакомую считалку. Ребенок,
на котором остановились, пожеланию выбирает сторону куба или вращает куб с
закрытыми глазами.
3. Дети идут по кругу со словами:
«Раз, два, три, четыре, пять
Будем кубик мы вращать!»
Один ребенок стоит в центре круга с закрытыми глазами
с кубиком в руке, по окончанию считалки,
он закрывает ладонью грань куба.
Представленные
игры апробированы как на детях в коррекционных группах так и в общеразвивающих.
Детям игры интересны и они с удовольствием играют в них.
Пособия
имеют широкий спектр возможностей и могут использоваться детьми в
самостоятельной игровой деятельности и в
совместной деятельности с педагогом.