Воскресенье, 05.Мая.2024, 14.26.27
Вы вошли как Незнакомец | Группа "Гости"Приветствую Вас Незнакомец | RSS

Сайт методического объединения логопедов и дефектологов

Категории раздела
Наш опрос
Ваша профессия
Всего ответов: 49
Статистика
Яндекс.Метрика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Фестиваль "Педагогический опыт - фейерверк педагогических идей"
12.Декабря.2011, 21.25.35
    Я познакомлю вас с дидактическими пособиями, и их практическим применением  и результатом влияния их на интеллектуальное развитие детей. Дети с нарушением зрения получают недостаточно информации об окружающем мире, либо она искажена. Зрительное восприятие у таких детей происходит на суженной сенсорной основе, вследствие этого снижается качественный уровень представлений о том, что их окружает. Л.И. Плаксина и другие исследователи отмечают, что дети с нарушением зрения при обследовании и опознание предметов, их свойств и качеств не используют в полной мере сохранные анализаторы. Развитие сенсорного восприятия у дошкольников с нарушением зрения требует системной и постоянной работы тифлопедагога и воспитателей и, конечно, создание определённых условий, одним из которых является подбор дидактических игр и игрушек для развития тактильного восприятия. Проблема, возникающая при подборе игр и игрушек для развития тактильного восприятия, состоит в том, что наша промышленность практически не предлагает игровых пособий для детей, имеющих патологию зрения, и педагогам приходится пользоваться тем, что выпускается для нормально-видящих детей. Поэтому, в детском саду мне приходится проявлять фантазию создавать специальные дидактические пособия и игры для детей с нарушением зрения. Для развития и стимулирования тактильных функций я применяю различные игровые средства : тактильные дощечки, тактильные кубики, тактильные дорожки, контейнеры, мешочки, коробочки с природным материалом. Использование шнуровок, нанизывание бус, сортировка предметов пинцетом, дидактическое упражнение «Обведи по контуру» помогают развитию мелкой моторики и сочетаются с активизацией и стимуляцией зрительных функций, способствуют формированию бинокулярного зрения. Оригинальность данных пособий заключается в следующем: - предназначено для решения целого комплекса задач обучения и воспитания: сенсорного, умственного, речевого, интеллектуального; - сделаны из простого подручного материала; - просты и удобны в обращении; - доступны, яркие, многофункциональны; - имеют высокую развивающую возможность, технологичность. Многофункциональность пособий заключается в том, что его используют для различных видов детской деятельности: для развития зрительного восприятия, ориентировки в пространстве, социально-бытовой ориентировки, развития речи, познавательного развития, формирования элементарных математических представлений. Представление игр: «Тактильный центр»  Центр тактильности способствует развитию  тактильных анализаторов, мелкой моторики, развитию познавательной активности памяти, мышления и воображения, зрительное внимание. Тактильный центр состоит из дощечек с наклеенными на нем различными предметами  из разнообразных материалов с разными тактильными поверхностями. В этой игре детям даются следующие задания: - ощупать пальцами поверхность  - найти поверхность: мягкую, пушистую, гладкую, шершавую, неровную,  ребристую  -ощупывать поверхность и сказать на, что она похожа (то же задание с закрытыми глазами - предлагается показать поверхность: металла, дерева, камня, меха и т.д.  - с завязанными глазами ощупывает предмет на дощечке и описывает его - ребенок описывает предметы, другой – угадывает, что он описал - выстрой по порядку - чего не стало - что изменилось Таким образом, этот тактильный центр способствовал тому, что наши дети лучше стали распознавать свойства и признаки предметов, овладели навыками обследовательских действий, стали общительнее, научились работать в подгруппах. У трех детей повысилась острота зрения. «Тактильный мешочек». С помощью этой игры можно развивать творческое воображение, тактильные ощущения, фантазии, внимания, тактильную память, тактильные представления. А сейчас поближе познакомимся с тактильным мешочком. Игра состоит из одинаковых крышечек-боченков  в которых наклеен тактильный материал: наждачная бумага, ковролин, разная ткань (вельвет, кожа, джинсовая ткань, гобелен, мех). Для начала изучите с ребенком все бочонки с материалом, прощупайте, найдите одинаковые. Затем положите в мешочек несколько пар бочонков и постарайтесь вытащить одинаковые. Со временем можно усложнять игру, добавляя в мешочек новые пары крышек-бочонков. С помощью тактильного мешочка зрительное внимание у большинства детей стало конкретным и запоминающим. Через поисковую деятельность у детей расширились знания об окружающем мире, обогатился словарный запас. У детей продолжается формироваться осознанное отношение к своим действиям. Тактильный мешочек помог моим детям стать раскрепощеннее, более точными в действиях, что способствовало повышению развития мелкой моторики, умению  преодолевать трудности.   «Волшебные дорожки» ) Игра  с дорожками направлена на развитие зрительного восприятия, тактильных ощущений, ориентировки в пространстве, умение перемещать в заданном направлении, развиваются зрительные функции: прослеживания,  цветоразличения, развивается мелкая моторика и зрительно-моторной координации. Она состоит из дощечки,  на которой разноцветными шнурочками вышиты дорожки. Каждая дорожка из разных тесемок, шнуров. При выполнении упражнений дети сначала знакомятся с различными линиями, у детей совершенствуются навыки точных действий руки под контролем зрения и происходит развитие зрительных операций и умений. Дети упражняются в зрительном анализе линии,  её называние (прямая, волнистая, гладкая, шершавая); рисование её руками в воздухе; обведение линии указательным пальчиком; проведение по линии сверху вниз. Упражнения вводятся и усложняются постепенно.     Далее предлагаются  различные задания: – пройди  по  гладкой линии красного цвета, волнистой линии синего цвета, белой линии; – пройди по дорожкам по образцу; - спустись по дорожке сверху вниз и снизу вверх; – найди дорожку с закрытыми глазами. Волшебные дорожки помогают моим детям лучше ориентироваться в пространстве. У  5 детей  зрительное восприятие стало выше. Дети научились последовательно и четко описывать свои действия.     Таким образом, представленные мною, дидактические пособия, способствуют развитию тактильных ощущений детей с учётом их особенностей, помогает развивать ребенка интеллектуально, успешно решать задачи социальной адаптации дошкольников с нарушением зрения и повышать результат лечебно-восстановительной работы, что в свою очередь обеспечивает высокий уровень компенсации дефекта, т.е. способствует повышению остроты зрения у детей. Я надеюсь, что участники фестиваля будут использовать в своей дальнейшей работе данные дидактические игры и пособия.      
Категория: Мои файлы | Добавил: Natali
Просмотров: 942 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Кабинет



Читать ЛС ()


Гость, мы рады вас видеть. Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!



Правила сайта
Поиск
Погода

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz