Фестиваль "Педагогический опыт - фейерверк педагогических идей"
12.Декабря.2011, 21.25.35
Я
познакомлю вас с дидактическими пособиями, и их практическим применением и результатом влияния их на интеллектуальное
развитие детей.
Дети с нарушением
зрения получают недостаточно информации об окружающем мире, либо она искажена.
Зрительное восприятие у таких детей происходит на суженной сенсорной основе,
вследствие этого снижается качественный уровень представлений о том, что их
окружает.
Л.И. Плаксина и другие исследователи
отмечают, что дети с нарушением зрения при обследовании и опознание предметов,
их свойств и качеств не используют в полной мере сохранные анализаторы.
Развитие сенсорного восприятия у
дошкольников с нарушением зрения требует системной и постоянной работы
тифлопедагога и воспитателей и, конечно, создание определённых условий, одним
из которых является подбор дидактических игр и игрушек для развития тактильного
восприятия.
Проблема,
возникающая при подборе игр и игрушек для развития тактильного восприятия,
состоит в том, что наша промышленность практически не предлагает игровых
пособий для детей, имеющих патологию зрения, и педагогам приходится
пользоваться тем, что выпускается для нормально-видящих детей. Поэтому, в
детском саду мне приходится проявлять фантазию создавать специальные
дидактические пособия и игры для детей с нарушением зрения.
Для
развития и стимулирования тактильных функций я применяю различные игровые
средства : тактильные
дощечки, тактильные кубики, тактильные дорожки, контейнеры, мешочки, коробочки
с природным материалом. Использование шнуровок, нанизывание бус, сортировка
предметов пинцетом, дидактическое упражнение «Обведи по контуру» помогают
развитию мелкой моторики и сочетаются с активизацией и стимуляцией зрительных
функций, способствуют формированию бинокулярного зрения.
Оригинальность данных
пособий заключается в следующем:
- предназначено для
решения целого комплекса задач обучения и воспитания: сенсорного, умственного, речевого,
интеллектуального;
- сделаны из простого
подручного материала;
- просты и удобны в
обращении;
- доступны, яркие,
многофункциональны;
- имеют высокую развивающую
возможность, технологичность.
Многофункциональность
пособий заключается в том, что его используют для различных видов детской
деятельности: для развития зрительного восприятия, ориентировки в пространстве,
социально-бытовой ориентировки, развития речи, познавательного развития,
формирования элементарных математических представлений.
Представление игр:
«Тактильный центр» Центр
тактильности способствует развитию
тактильных анализаторов, мелкой моторики, развитию познавательной
активности памяти, мышления и воображения, зрительное внимание. Тактильный
центр состоит из дощечек с наклеенными на нем различными предметами из разнообразных материалов с разными
тактильными поверхностями. В этой игре детям даются следующие задания:
-
ощупать пальцами поверхность
- найти поверхность: мягкую, пушистую,
гладкую, шершавую, неровную, ребристую
-ощупывать поверхность и сказать на, что она
похожа (то же задание с закрытыми глазами
-
предлагается показать поверхность: металла, дерева, камня, меха и т.д.
-
с завязанными глазами ощупывает предмет на дощечке и описывает его
-
ребенок описывает предметы, другой – угадывает, что он описал
-
выстрой по порядку
-
чего не стало
-
что изменилось
Таким образом, этот
тактильный центр способствовал тому, что наши дети лучше стали распознавать
свойства и признаки предметов, овладели навыками обследовательских действий,
стали общительнее, научились работать в подгруппах. У трех детей повысилась
острота зрения.
«Тактильный мешочек».
С
помощью этой игры можно развивать творческое воображение, тактильные ощущения,
фантазии, внимания, тактильную память, тактильные представления. А сейчас поближе
познакомимся с тактильным мешочком. Игра состоит из одинаковых
крышечек-боченков в которых наклеен
тактильный материал: наждачная бумага, ковролин, разная ткань (вельвет, кожа,
джинсовая ткань, гобелен, мех).
Для
начала изучите с ребенком все бочонки с материалом, прощупайте, найдите
одинаковые.
Затем
положите в мешочек несколько пар бочонков и постарайтесь вытащить одинаковые.
Со временем можно усложнять игру, добавляя в мешочек новые пары
крышек-бочонков.
С помощью тактильного
мешочка зрительное внимание у большинства детей стало конкретным и запоминающим.
Через поисковую деятельность у детей расширились знания об окружающем мире, обогатился
словарный запас. У детей продолжается формироваться осознанное отношение к
своим действиям. Тактильный мешочек помог моим детям стать раскрепощеннее, более
точными в действиях, что способствовало повышению развития мелкой моторики,
умению преодолевать трудности.
«Волшебные дорожки» )
Игра с дорожками направлена на развитие
зрительного восприятия, тактильных ощущений, ориентировки в пространстве, умение
перемещать в заданном направлении, развиваются зрительные функции:
прослеживания, цветоразличения,
развивается мелкая моторика и зрительно-моторной координации. Она состоит из дощечки,
на которой разноцветными шнурочками вышиты
дорожки. Каждая дорожка из разных тесемок, шнуров.
При
выполнении упражнений дети сначала знакомятся с различными линиями, у детей
совершенствуются навыки точных действий руки под контролем зрения и происходит
развитие зрительных операций и умений.
Дети
упражняются в зрительном анализе линии,
её называние (прямая, волнистая, гладкая, шершавая); рисование её руками
в воздухе; обведение линии указательным пальчиком; проведение по линии сверху
вниз.
Упражнения
вводятся и усложняются постепенно.
Далее
предлагаются различные задания:
–
пройди по гладкой линии красного цвета, волнистой линии
синего цвета, белой линии;
–
пройди по дорожкам по образцу;
-
спустись по дорожке сверху вниз и снизу вверх;
–
найди дорожку с закрытыми глазами.
Волшебные дорожки
помогают моим детям лучше ориентироваться в пространстве. У 5 детей
зрительное восприятие стало выше. Дети научились последовательно и четко
описывать свои действия.
Таким образом, представленные мною,
дидактические пособия, способствуют развитию тактильных ощущений детей с учётом
их особенностей, помогает развивать ребенка интеллектуально, успешно решать
задачи социальной адаптации дошкольников с нарушением зрения и повышать результат
лечебно-восстановительной работы, что в свою очередь обеспечивает высокий
уровень компенсации дефекта, т.е. способствует повышению остроты зрения у детей.
Я
надеюсь, что участники фестиваля будут использовать в своей дальнейшей работе данные
дидактические игры и пособия.